Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге "Творческая лаборатория"!

Глоссарий

АППЛИКАЦИЯ
(лат.) - украшение одежды путем нашивки или наклейки иного материала (ткань, трикотаж, кожа) на основную ткань. Таким образом можно создавать разного рода простые и сложные мотивы. Аппликация может быть дополнена вышивкой. 
АССОРТИМЕНТ
(франц. assortment- подбор, набор, комплект) - состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Например, в ассортимент швейных изделий предприятия входят одежда для женщин, мужчин и детей, а также изделия, не относящиеся к одежде. Ассортимент швейных материалов -множество натуральных и химических материалов, объединенных в следующие группы: основные (для верха и подкладки, трикотажные полотна, нетканые материалы, натуральные и искусственные мех и кожа, пленочные материалы), утепляющие (ватин, вата), прокладочные (бортовая и карманная ткани), скрепляющие (нитки), отделочные и фурнитура (тесьма, кружево, ленты, пуговицы, кнопки, крючки и т. д.). 
БАНТ
(польск.) - узел со свободно висящими петлями из ленты или шнура; применяется как отделка или украшение костюма. В России термин появился в начале XVIII века, хотя бант был известен задолго до этого, в частности использовался в народной девичьей прическе. С XVIII века стал украшением не только прически, но и мужского и женского костюма. Так, были в моде "лестница из бантов" - вертикальный ряд бантов, увеличивающихся в размере книзу, что оптически уменьшало талию; бант-эполет, закрепленный на плече, бант Ватто, украшающий буф рукава двумя сцепленными петлями, мужские галстуки-банты, пояса, завязанные на талии пышным бантом и т.д.. Мотив банта также часто использовался как орнамент. Бант не вышел из моды и в наше время. 
БАСКА
- отделочная деталь женского и детского платья в виде расклешенной широкой оборки, пришиваемой (или съемной) по линии талии к лифу платья, блузы или к поясу платья. Обрезной край баски обрабатывают зигзагообразной строчкой, окантовкой, тесьмой, бейкой. 
БЕЗНИТОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
- соединение деталей швейного изделия клеем или свариванием с помощью утюга, пресса, специальных машин. 
БЕРЕТ
(франц., первоначально - барет) - мягкий плоский головной убор различной величины, круглой или квадратной формы, деталь женского и мужского модного европейского костюма, особенно распространенная в XV-XVI веках. Шили из бархата или шелка, украшали вышивкой, перьями, ювелирными изделиями - пряжками, брошами, шпильками. Впервые берет появился как четырехугольный головной убор священников в эпоху средневековья, а как мужской светский головной убор - в начале XVI века в Италии в виде плос кого барета (как он тогда назывался). В середине XVI века итальянская мода вводит барет с маленькими отогнутыми книзу полями, а французская - барет из большого круга ткани, сосборенного по краю и нашитого на жесткий бортик, соединенный с небольшими пологими полями, которые в зависимости от моды поднимали или опускали вниз. Поля барета во Франции украшали шнурами из жемчуга, пряжками из драгоценных камней и страусовым пером. Маленькая шляпа в виде барета появилась и в женской французской моде середины XVI века. Испанская ренессансная мода предпочитала маленький барет с узкими полями, отделанный пряжками, шнурками, тесьмой, страусовыми перьями. В Германии 90-х годов XV века барет был небольшим с мягким круглым донышком и отогнутыми сзади полями, затем размер его увеличивается, поля из двух частей делали вокруг всего барета и отгибали значительно круче. Между разрезами полей продевали шнурки и ленты и скрепляли их золотыми булавками, причем чем шире становился барет, тем более плоским было его донышко. Особой популярностью пользовался барет с опущенными полями, прикрывавшими затылок. Мода на берет вернулась в эпоху романтизма, особенно популярен был большой берет в среде художников. 
БЛАЙЗЕР
(англ.) - первоначально часть мужского костюма, клубный пиджак членов английских аристократических клубов. В начале 60-х годов XX века вошел в мужскую, а затем женскую моду как жакет из тонкокружевницы. Мерные блонды использовали как отделку, в этой технике выполняли также детали одежды и отдельные изделия - воротники, шали, косынки и даже платья. 
БЛУЗА
- разновидность куртки, выполняемая из более легких тканей, с рукавами различной длины и формы, прямого и полуприлегающего силуэтов. Длина блузы приблизительно до линии бедер. Носят ее навыпуск с поясом или без него; в зависимости от моды пояс может быть оформлен в кулиску. 
БЛУЗКА
- легкая женская одежда. Может быть разрезной или цельновыкроеной с застежкой спереди или сзади, с рукавами и воротником или без них. Блузку заправляют в юбку или носят поверх нее. 
БЛУЗКА-СОРОЧКА
- одно из направлений в женской одежде. Изделие мягкой формы, небольшого объема, скроенное по пижамному типу, с очень низкой проймой, деталями в сборку и складку, с большим воротником, может быть с воротником-стойкой, но чаще без него. 
БЛУЗОН
- одежда унисекс: широкая короткая куртка, снизу собранная на притачной пояс, трикотажную резинку или шнур, продернутый в кулиску. Как правило, рукава такой куртки имеют притачные манжеты с застежкой. Иногда пояс и манжеты делают вязаные "в резинку". Блузон вошел в моду в 40-е годы XX века. Шьют его из всевозможных тканей, трикотажного полотна, искусственного меха или кожи. Носят в любое время года. 
БЛОНДЫ
(франц.) - нитяное кружево с цветочным рисунком западноевропейского типа из тонкого несученого шелка-сырца золотисто-желтого цвета, который и дал название кружеву. Появились блонды в XVIII веке во Франции, основными центрами их производства были города Канн, Байе, Пюи. Особенно велика популярность блондов была в первой половине XIX века. В России блонды также получили распространение и производились в некоторых городах, где исконно развивалось кружево плетение, например, в Балахне Нижегородской губернии, а также непосредственно в поместьях, где работали специально обученные крепостные. 
БОА
(лат.) - очень длинный узкий шарф из меха, страусовых перьев, кружев, тюля, был особенно моден в эпоху расцвета романтизма и на рубеже XIX-XX вв. Название получил от латинского наименования королевского удава - boa constrictor. В 30-е годы XIX века меховым боа отделывали также теплую верхнюю одежду на меховой подкладке. 
БОДИ ШОРТ, или КОМБИДРЕС
(амер.) - цельновыкроеная и совмещенная с трусиками трикотажная блузка, майка или кофточка с ластовицей спереди, застегнутая на пуговицы, крючки или кнопки. 
БОРТ
- правый или левый край застегивающейся спереди одежды, снабженной пуговицами или петлями (пальто, плащ, пиджак, халат и т.п.). 
БОРТОВКА
- плотная льняная или полульняная ткань полотняного переплетения, используемая как прокладка в борта, воротники для предохранения их от деформации.

БРИДЖИ
(англ.) - брюки, плотно охватывающие икры все до колен. Их носят обычно с высокими сапогами (например, при верховой езде). 
БРЮКИ
(гол.) - поясная одежда, часть мужского и женского костюма. Слово произошло от названия фландрского сукна "брюкши", а оно в свою очередь - от названия города Брюгге в Бельгии. Однако, по другим источникам, оно было образовано от латинского "bracae" - "штаны, шаровары". Впервые встречается в русском языке в конце XVIII века. 
БУБУ
- заимствованное из африканского стиля современной модой пляжное платье. Крой - прямоугольный отрез ткани, сложенный пополам, по линии плеч с вырезом для горловины. Боковые швы не застрачивают, по талии в кулиску продергивают шнур с завязками сзади. 
БУЛАВКА
- игла с головкой, служащая для прокалывания или (с красивой головкой) для украшения. Английская булавка (изогнутая, с приспособлением для застегивания). 
БУФЫ
(от франц. bouffer - надуваться) - пышные складки на рукавах женской одежды, юбках; конструктивно-отделочный элемент одежды, необходимый для получения объемной формы. Чтобы буфы не расходились, под участки к ним кладут прокладки; их разметку выполняют на детали по лекалу или линейке. 

БЮСТЬЕ-КОРСАЖ
(франц.) - плотно прилегающая к телу блузка на бретелях со шнуровкой или на пуговицах. 

ВЕЕР
- приспособление для овевания и охлаждения лица. На Востоке был известен еще в глубокой древности и изготавливался из пальмовых и лотосовых листьев. Позднее веера стали делать из бумаги, из павлиньих и страусовых перьев. Первоначально был не только украшением. Так, в Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии - символом военной власти. Веера были известны и античным народам. В Европе обычным женским модным аксессуаром они стали с конца XVI века, когда с Востока были завезены складные веера, используемые до нашего времени. Барокко ввело в моду разрисованные веера с зеркальцем посередине, обрамленные страусовыми или павлиньими перьями. В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой и черепаховой костью, перламутром, инкрустированные золотом и серебром. Снова возросло и символическое значение веера: при версальском дворе он играл большую роль в дворцовом церемониале - дамы могли открыть веер только в присутствии королевы, а в Испании эпохи Ренессанса сложился лаже своеобразный язык веера, в котором каждый жест имел определенное значение. Со времени рококо веера проникли в моду горожан. Как аксессуар бального туалета они удержались в Европе до нашего времени, хотя и не имеют такого значения, как на Востоке, где до сих пор являются принадлежностью костюма для торжественных случаев. 
ВЕЛКРО
(англ.) - тесьма-застежка "репейник". 
ВЕНГЕРКА
- длинный кафтан, украшенный галунами по венгерскому образцу, известный в России с XVI века. В XIX веке - короткая синяя куртка с отделкой шнуром на груди, излюбленная одежда деревенских помещиков, в 70-е годы заимствована женской модой с названием "денис" в честь героя войны 1812 года Дениса Давыдова (1784-1839), в основе кроя костюма "денис" лежала гусарская форма. Старинная венгерка с костыльками вместо пуговиц и шнурами вместо петель вновь возникла в некоторых слоях русского общества в 40-е годы XIX века. 
ВЕРХНЯЯ СОРОЧКА
- легкая мужская и для мальчиков одежда с длинными и короткими рукавами для носки навыпуск. 
ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
- обработка деталей изделия или всего изделия с использованием влаги, тепла и давления. Применяют для придания одежде безупречной формы и для окончательной обработки швейных изделий. Основные операции - разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, утонение, выравнивание поверхности деталей, отпаривание и другие выполняют глажением, прессованием и отпариванием. 
ВМЕТЫВАНИЕ
- временное соединение двух деталей по вогнутым или выпуклым линиям. Вметывание рукавов в пройму, воротников в горловину. 
ВОЛАН
(франц.) -- 1) вид оборки у женского платья или юбки; 2) в Петербурге и в Москве униформа извозчиков, суконная синяя поддевка до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Волан мог иметь невысокий стоячий воротник или был без воротника с вырезом по шее. Застегивался до пояса на левую сторону на маленькие металлические круглые или конические пуговицы. По борту обычно шла черная или темно-синяя бархатная полоса, иногда две полосы разной ширины, обшлага были обшиты бархатом. Волан перепоясывался обвитым жгутом матерчатым поясом со свисающими концами, кожаным с металлическими бляхами, реже тканым. Под волан обычно надевали русскую рубаху и жилет. 
ВОРОТНИК
- отрезная цельновыкроеная или накладная часть верхней одежды, обрамляющая вырез горловины. Вплоть до средних веков воротников на одежде вообще не было, в XIV веке появилась узкая полоска в вырезе, постепенно превратившаяся в воротник-стойку. В XV веке узкий воротник-стойка был типичен для мужского плаща в бургундском стиле, затем в моду вошли меховые и кружевные воротники. 
Воротник а-ля Мария Стюарт
- кружевной воротник на проволочном каркасе. Название получил по имени шотландской королевы Марии Стюарт. Был в моде в эпоху Ренессанса. 
Воротник "алъберт"
- воротник мужской сорочки начала XX века - стоячий, крахмальный, со слегка отогнутыми уголками. Название получил в честь принца Альберта, мужа английской королевы Виктории и отца Эдуарда VII. 
Воротник "пьеро"
- расклешенный сосборенный или плиссированный отложной воротник. Название получил от имени персонажа итальянской комедии дель арте (комедия масок) Пьеро. 
ВТАЧАТЬ
- соединить окончательно две детали по выпуклым, вогнутым и другим фигурным линиям. Втачивание рукавов в пройму, воротника в готовит. 
ВЫКРОЙКА
- шаблон для раскроя ткани. Во времена существования цехов ремесленников являлась цеховой собственностью и тщательно оберегалась от копирования. Выкройки современного вида из бумаги впервые появились в XIX веке, сначала в Англии, затем во Франции. С 1850 года выкройки стали публиковать в журналах мод как приложение. С 1860 года производство выкроек поставлено на промышленную основу Е. Бат-териком (1826-1903). 
ВЫМЕТЫВАНИЕ
- выправить и временно закрепить сметочной строчкой края детали. Выметывание бортов, клапанов, воротников после обработки и вывертывания. 
ВЫСЕКАНИЕ
- вырезание, удаление (вручную или на специальном оборудовании) части материала по краям или внутри детали для предохранения срезов от осыпания. 
ВЫТАЧКА
- конструктивный элемент одежды; небольшая сужающаяся складочка, застрачиваемая с изнанки, чтобы ушить одежду по фигуре. Различают вытачки разрезные, неразрезные и вытачки-складки (защипы). 
ГАРДЕРОБ
(франц. garde-robe) - вся одежда, принадлежащая одному человеку и отвечающая его образу жизни, определенным социальным, климатическим условиям. 
ГОДЕ
(франц.) - юбка из клиньев, резко расширяющихся в нижней части, или со вставками по низу, плиссированными либо выкроенными по косой. 
ГОФРЕ
(франц.) - деталь или изделие с мелкими жесткими складками, образующими на материале сплошную ребристую поверхность; складки получаются путем специальной химико-термической обработки. 
ГОФРИРОВАНИЕ
(франц. gaufrer - прессовать складки) - получение на ткани мелких жестких складок при помощи химической обработки с последующей термофиксацией в специальных камерах. Гофрирование как способ художественного оформления одежды используют при изготовлении юбок, вставок, воротников, манжет. 

ДЕКАТИРОВКА
(франц. decatir - уничтожать блеск) -обработка некоторых видов тканей (например, шерстяных) паром или горячей водой для предотвращения усадки в готовом изделии и улучшения качества (уплотнение, увеличение мягкости). Вид ткани после декатировки не меняется и не требует дополнительной утюжки. 
ДЕКОЛЬТЕ
(франц.) - большой вырез в верхней части женского платья. 
ДЕФОРМАЦИЯ
(лат. deformatio - искажение) - изменение формы и размеров изделий, тканей в результате внешних воздействий. Может возникнуть по причине истечения положенного срока носки и по другим причинам. 
ДЖЕМПЕР
(англ.) - вязаная шерстяная или шелковая кофта без застежек, надевающаяся через голову. 
ДЖЕРСИ
(англ.) - шерстяное или шелковое трикотажное полотно; одежда из него, облегающая тело. 
ДЖИНСЫ
- брюки унисекс, впервые были сшиты из палаточного брезента в 1850 году американским фабрикантом Леви Страусом как замена кожаным брюкам и запатентованы. Позднее для них стали использовать ткань деним, которая вывозилась для нужд фирмы "Леви Страус" через Геную (по-итальянски - Дженева), что, видимо, и дало название джинсам, а затем и ткани для них. Более ста лет джинсы были исключительно рабочей одеждой, а в молодежную моду вошли в конце 60-х годов XX века и завоевали всеобщую популярность, став одним из первых элементов одежды унисекс. В 60-е годы возникли джинсовая мода и джинсовый стиль в одежде, для которых характерны спортивность, обилие карманов и молний, металлических пуговиц и заклепок, отделка строчкой, очень рациональный крой. В джинсовом стиле стали шить практически все виды верхней одежды, обувь, головные уборы, сумки - сначала только из джинсовой ткани, а с 70-х годов также из вельвета, велюра, плащовки, кожи. Как варианты украшения джинсовой одежды используются вышивка, набойка, вываривание. 
ДОЛЕВИК
- полоска ткани с продольным расположением нитей основы (иногда обработанная клеевым составом), применяемая для предохранения от растяжения краев карманов, листочек, шлицы и других разрезов. 
ДУШЕГРЕЯ
(рус.) - на Руси женская верхняя распашная одежда на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины; надевалась поверх сарафана. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, а на спине расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся книзу. Длина душегреи могла быть разной - до талии и ниже, но не длиннее середины бедра. Шили ее из нарядных дорогих тканей, украшали вышивкой или обшивали по краям декоративным кантом. Душегрею носили женщины всех слоев населения, для крестьянок она была праздничной одеждой. 
ДРАПИРОВКА
(франц.) - укладывание детали одежды в мягкие складки; свободно провисающие складки ткани, применяемые для украшения одежды. 

ЖАБО
(франц.) - 1) кружевные или кисейные оборки вокруг ворота или на груди мужской сорочки, модные в XVIII веке; 2) стоячий воротник мужской сорочки, выходящий из-за галстука по обе стороны подбородка; был распространен в XIX веке; 3) отделка из кружев или легкой ткани в сборку на груди, обычно у женской блузки или платья. 
ЖАКЕТ
(франц.) - первоначально верхняя распашная мужская одежда, вошедшая в моду в середине XIV века во Франции. Прилегающая форма жакета моделировалась вытачками, направлениями линий стежки и специальным кроем спинки, полочек и рукавов, зрительно расширяющими плечи и создающими впечатление тонкой талии. Длина жакета достигала середины бедра, а тканями для него служили сукна разных сортов и расцветок, плотные шелка, бархат. Жакет сохранялся в моде до конца XV века. В этот же период он существовал и в женском костюме как облегающая фигуру верхняя одежда, повторяющая линии сюрко. Вновь название "жакет" пришло в мужскую моду в 1850-1870 годах и относилось оно к разновидности сюртука с открытой грудью, лацканами и сильно закругленными полами. Такой сюртук назывался визиткой. 
ЖИЛЕТ
(франц.) - мужская и женская одежда без рукавов. Термин "жилет" появился во Франции в XVII веке как производное от имени персонажа комического театра Жиля, частью костюма которого он был. Тип одежды без рукавов и с застежкой спереди появился в женской одежде во времена средневековья, в конце XI - начале XII века (в таком виде он сохранился в традиционном женском костюме многих народов), а близкий к современной конструкции длиной до талии или чуть ниже мужской - только в середине XVIII века. Шили его из дорогих тканей, украшали вышивкой, дорогими пуговицами. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский жилет из белого пике с пуговицами; из драгоценных камней. Спинку жилета с этого времени шили из более дешевой ткани. В эпоху Французской революции и в начале XIX века тканью для жилетов служат парча и бархат, в эпоху бидермейер -шерстяная или шелковая ткань в полоску, клетку, мелкие цветы. В 70-х годах XVIII века короткие жилеты начинают носить с фраком, в первой половине XIX века надевают по два-три жилета одновременно, например, из белого пике и верхний бархатный с выпущенным поверх него пикейным воротником нижнего жилета. За время существования этой части костюма ее крой и детали менялись множество раз. Жилеты кроили двубортными и однобортными, с глубоким вырезом горловины разной формы и закрытые, с воротниками, несколькими карманчиками и без них, с карманами для часов, цепочку которых пускали от карманчика до одной из пуговиц застежки. Жилет попадал в опалу - так, в правление императора Павла (1796-1801) он был запрещен как проявление французского революционного духа в России. Вместе с галстуком жилет до нового времени оставался одной из наиболее ярких и подверженных изменениям моды частей мужского костюма. С XIX века он прочно вошел в женскую моду. 

ЗАДРАПИРОВАТЬ
- украшать какими-нибудь тканями; окутывать, собирая одежду, ткани в красивые складки. 

ЗАКРОЙЩИК
- мастер по закрою материала для шитья платья, обуви. 
ЗАМЕТЫВАНИЕ
- временное ниточное закрепление подогнутого края, детали, складок и вытачек. 
ЗАПОНКА
- застежка, вдеваемая в петли воротника и манжет мужской рубашки. 
ЗАРУКАВЬЯ
(рус.) -- в Древней Руси неширокие продолговатые куски ткани, надетые на рукава вокруг кистей рук, вышитые или сделанные из более дорогой ткани, чем сама рубаха; прототипы манжет. 
ЗАСТЕЖКА
- приспособление (петля с пуговицей, пряжка и т.п.) для застегивания. 
ЗАСТРАЧИВАНИЕ
- машинное ниточное закрепление строчки любого шва, подогнутого края детали или изделия. 
ЗАУТЮЖИВАНИЕ
- процесс утюжки припусков швов или складок в одну сторону и закрепения их в таком состоянии. Заутюжить припуски на швы, вытачки или запас на глубину складки. 
ЗАПАС ШВА
- технологический припуск материал по краю детали для выполнения шва. В зависимости о' степени осыпаемости материала по обрезным краям за пас шва имеет различную величину: для хлопчатобу мажных тканей - 0,7-1 см; для пальтовых тканей и дра пов - 1 см; для шерсти и шелка - 1,5-2 см
ЗАШТОПАТЬ
- заделать дыру в какой-нибудь ткани, переплетая нити. 
ЗАПЛАТА
- кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки. 
ЗАПОНА
(рус.) - в Древней Руси девичья холщовая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного 

ИГЛА
- заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити, упор для шитья. Другие разновидности игл: гравировальные для создания офортов, медицинские (полые внутри), граммофонные.
Первые иглы были не стальные. Они изготовлялись из рыбных и других костей. Археологи еще и сейчас находят их при раскопках поселений, относящихся к каменному веку. С помощью заостренного кремня наш далекий предок проделывал в костяной игле небольшое отверстие - ушко и сшивал шкуры нитками из жил. На смену костяным пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей имелись серебряные иглы. Пер вые стальные иглы завезли в Европу в XIV веке арабы.
Долгое время иглы изготавливали вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого загиба ли (ушко еще не умели делать), а другой затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, иголки ста-ли гораздо более изящными, гладкими, а главное, прочными.
В Россию металлическая игла была завезена из Гер мании в XVII веке. Но вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления столь необходимой в быту вещи. В 1677 году только в одной Мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров, освоивших ювелирную ковку игл. В XVIII веке в Европе началось бурное развитие булавочного производства. Появились различные механические приспособления, станки, на которых и стали штамповать булавки и иглы. Сегодня их делают из специальной стали. 
ИЗНАНКА
- внутренняя сторона ткани, одежды. 

КАЙМА
(ар.) - край платка, платья и других деталей одежды, отличающийся узором от основного узора ткани. 
КАНТ
(нем.) - узкий цветной шнурок, оторочка по краю или шву одежды. 

КАПОР
- детский, а также женский головной убор с завязываемыми под подбородком лентами. 
КАРДИГАН
(англ.) - длинный прямой жакет без воротника и лацканов, введенный в моду лордом Кардиганом в начале XIX века. Английская мужская одежда для досуга. В современную моду пришел в 60-е годы XX века. Позднее так стали называть вязаный шерстяной джемпер в спортивном стиле. Термин вновь вошел в лексикон моды в связи с появлением швейных и трикотажных изделий, сохраняющих форму такого жакета. В наши дни кардиганы носят и мужчины, и женщины. 
КАРКАСНАЯ НИТЬ
- утолщенная нить, придающая шву рельефность, выпуклость и повышающая прочность краев петли, обметанных нитками. 
КАРМАН
- деталь верхней одежды в нашем понимании вошла в мужскую моду только в последней трети XVII века. Впервые карманы появились на камзоле Людовика XIV. Позднее стали делать карманы в жилетах, а затем в брюках и других видах одежды. Карманы делятся на накладные и прорезные, последние в зависимости от положения разреза - на вертикальные, горизонтальные и наклонные. Накладные карманы могут быть оформлены клапаном, прорезные - клапаном, листоч-кой, бейками и "в рамочку" (карман жилетный). С упрощением моды в XX веке карман стал одним из основных декоративных элементов одежды. 
КАФТАН
(перс.) - верхняя распашная одежда, впервые появилась в Древней Персии в середине VI века до н.э. Имел широкие рукава со складками в нижней части из подрезов ткани в боковых частях кафтана. На Руси в XVI-XVII веках существовало несколько видов кафтанов. Знатные и пожилые люди носили кафтаны дома, а молодежь надевала их на улицу поверх зипуна. С XVII века кафтан украсил высокий стоячий богато декорированный воротник-козырь. 
КИЛТ, или КИЛЬТ
- клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Форма этих юбок заимствована из национальной одежды горцев Шотландии, поэтому их называют еще юбками-шотландками. Наиболее распространенные виды их отделки: бахрома по вертикальному краю запахивающегося полотна; плиссировка сзади и по бокам или только сзади; застежка на 3-4 некрупные металлические пряжки, закрепленные на тонких кожаных ремешках, на пуговицы или (как в подлинном народном костюме) на крупную декоративную булавку. 
КИМОНО
(яп.) - 1) японская мужская и женская одежда, наподобие халата с очень широкими рукавами; 2) покрой одежды с цельновыкроенными рукавами. Заимствован из национальной японской одежды. 
КИТЕЛЬ
(нем.) - форменная куртка военного покроя. 
КЛАПАН
(нем.) - деталь из основного или отделочного материала, закрывающая вход в карман или служащая отделкой (например, боковые прорезные карманы с клапанами). 
КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ
распределение одежды в зависимости от сезона (летняя, демисезонная, зимняя), половозрастного признака (женская, мужская, детская), назначения (бытовая, спортивная, производственная, специальная, форменная), а также по признаку: верхняя - пальто, полупальто, накидка, плащ, жакет, пиджак, куртка, юбка, брюки, шорты, жилет, костюм, комбинезон, полукомбинезон, блуза; легкая платье, платье-костюм, халат, блузка, верхняя сорочка, фартук; нательная - нижняя сорочка, ночная сорочка, трусы, пижама; пляжная - плавки, купальный комплект, купальник; постельная - простыня, наволочка, пододеяльник; головные уборы - шапка-ушанка, фуражка, шляпа, берет, кепи, бескозырка, шлем, пилот. 
КОКЕТКА
- конструктивный и отделочный элемент одежды; верхняя отрезная часть спинки или полочки, доходящая примерно до линии груди (или выше этой линии). 
КЛЕШ
(франц.) - расширение, широкий раструб внизу (у юбок, брюк). 
КЛИН
- кусок ткани треугольной или трапециевидной формы, применяемый в качестве надставки к деталям; деталь юбки, платья или пальто с отрезным лифом. Иногда некоторые детали одежды раскраивают клиньями, чтобы уменьшить расход ткани на изделие. 
КОМБИНЕЗОН
- цельновыкроенный костюм с брюками. Он возник как специальная рабочая одежда. Одна ко лет пятнадцать тому назад мода, использовав соответствующие ткани, предложила его в качестве повседневной и даже нарядной одежды для молодежи. Повседневные комбинезоны имеют подчеркнуто спортивный стиль; многочисленные карманы, хлястики, молнии, кнопки, пуговицы, пояса. Брюки могут заканчиваться притачными манжетами, сборкой на резинке, застежкой на пуговицы или кнопки. Нарядные комбинезоны, в отличие от повседневных, шьют из тонких тканей, шелка или трикотажа с множеством сборок, складок, часто без рукавов. Для подростков мода предлагает полукомбинезон -брюки с грудкой или широкими бретелями. 
КОМПЛЕКТ
- набор швейных изделий определенного назначения, объединенных единым художественным замыслом и выполненных из одного или различных материалов. Может состоять из платья и пальто, костюма и пальто, домашнего платья и фартука. 
КОМПОЗИЦИЯ ОДЕЖДЫ
(лат. compositio - составление, связывание) - сочетание и взаимосвязь силуэта, форм, линий, пропорций, цвета материалов, создающих органическое единое целое одежды. 
КОПИРОВАЛЬНЫЕ СТЕЖКИ
- незатянутые сметочные стежки временного назначения. Служат для перенесения линий с одной детали на другую. Копировальные стежки прокладывают мягкими тонкими нитками контрастного оттенка точно по меловым линиям. Частота их - 4-5 в 5 см, длина 0,7-1,5 см. После прокладывания стежков детали, сложенные вдвое лицевой стороной внутрь, раздвигают, натягивая стежки, затем нитки разрезают посередине. Оставшиеся в ткани концы ниток создадут контуры нанесенных линий. 
КРАЙ
(рус.) - полоса кружева, имеющая зубцы только по одной стороне. 
КОРСАЖ
(франц.) - часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока; женский пояс юбки. 
КОРСЕТ
(франц.) - широкий упругий пояс для стягивания талии. 

КОСТЮМ
(франц.) - 1) характерная для различных исторических эпох, стран и сословий одежда со всеми особенностями покроя, цвета и рода материи, обувью, аксессуарами, прической, манерой носить бороду и усы и т.д.; 2) с XIX века - комплект из нескольких предметов одежды, в который в мужской моде обязательно входят брюки, в женской моде - юбка или брюки. Предметы, входящие в костюм, должны сочетаться по стилю, покрою, материалу, цвету. 
КОФТА
- короткая женская одежда, носимая с юбкой. 
КРУЖЕВА
- вид декоративно-прикладного искусства, текстильные ажурно-сетчатые изделия, узор которых создается специальным переплетением нитей (льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и других). Используются для украшения одежды и белья и как самостоятельные изделия (скатерти, салфетки, шали, пледы и т.д.). В зависимости от техники выполнения делятся на ручные (выполненные иголкой, плетенные на коклюшках, вязанные спицами или крючком) и машинные, а также на штучные (выполненные в виде изделий) и мерные (выполненные в виде тесьмы). В Европе кружева известны с конца XV века. С начала XX века стали распространяться кружева машинного изготовления. 
КРУЖЕВНИЦА
- мастерица, плетущая кружева. 
КУРТКА
- разновидность полупальто или пиджака; может быть с утепляющей подкладкой и с капюшоном. По назначению различают рабочие, спортивные, куртки-плащи. 
КУШАК
- пояс, обычно широкий, матерчатый. 

ЛАМПАС
- цветная нашивка (полоса) по боковому шву вдоль брюк, например, на форменной военной одежде. В русском костюме, особенно праздничном, ластовицы играли также декоративную роль и потому кроились из ткани контрастного цвета. В настоящее время ластовицы используются в классическом крое кимоно, а также в крое женского нижнего белья и колгот большого размера. 
ЛАСЫ
- блестящие участки на ткани, потертости, образовавшиеся в результате неправильной влажно-тепловой обработки или от длительной носки изделия. Степень их проявления зависит от вида, структуры и цвета ткани, а также от температуры, давления и времени влажно-тепловой обработки. Устранить можно отпариванием. На юбках, брюках и рукавах чистят щеткой, смоченной в уксусе, просушивают и проглаживают через проутюжильник с лицевой стороны. 
ЛАЦКАНЫ
(нем. - отвороты) - отогнутые верхние углы полочек пальто, жакетов, пиджаков. В современной мужской и женской одежде распространены длинные лацканы. Новинка: использование в женской одежде лацканов без воротника и асимметричных (отворот с одной стороны). Делают и цветные лацканы (в летней молодежной одежде), в том числе двух разных, нередко контрастных цветов. 
ЛАСТОВИЦА
-четырехугольная вставка под мышки сорочки, сшитой по принципу народного костюма. При крое из простейших геометрических фигур ластовицей расширяли пройму, позволяя свободно двигать руками. 
ЛЕКАЛО
- шаблон из картона, бумаги, по которому размечают, вырезают детали изделия при раскрое. 
ЛЕКАЛЬЩИК
- рабочий на предприятиях легкой швейной промышленности, специалист по изготовлению, размножению, измерению площадей лекал. Должен знать: технику построения чертежей смежных размеров и ростов; принципы конструирования изделий по группам телосложения; технические условия изготовления лекал и т. д. 
ЛИСТОЧКА
- деталь в виде полоски основного, подкладочного или отделочного материалов, оформляющая верхний край кармана. Бывают без прокладки или с прокладкой. 
ЛИФ
- верхняя часть женского и детского (для девочек) платья - до линии талии. Во многих моделях платьев лиф выкраивают вместе с рукавами. 
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА
- внешняя сторона материала, детали, изделия. 
ЛЕНТА
- полоска ткани, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка. С VII века ленты использовались для украшения одежды как мужской, так и женской, а также для причесок и шляп. 
ЛОСКУТ
- обрывок или отрезок ткани, кожи. 
ЛИВРЕЯ
- форменная одежда особого покроя, обычно обшитая галунами, для швейцаров, лакеев, кучеров. 

МАКИНТОШ
- плащ, из непромокаемой прорезиненной ткани, а также летнее (обычно габардиновое) мужское пальто типа такого плаща, бывшее в моде в 40-50-х годах XX века. 
МАНЕКЕН
(франц.-фламанд.) - фигура в форме человеческого туловища, первоначально из дерева или папье-маше, предназначенная для примерки и показа одежды. В XVIII веке парижская мода распространялась с помощью журналов и манекенов, рассылавшихся каждый месяц сначала в Лондон, затем во все остальные столицы стран Европы, включая Россию. В Древнем мире эту роль играли терракотовые расписные статуэтки, в эпоху Ренессанса - специальные куклы. 
МАНЖЕТА
(франц.) - обшлаг у рукава блузы, рубашки или другой верхней одежды, пришитый или пристегнутый. Впервые манжета появилась в XVI веке во Франции в виде кружевной оборки по низу рукава, в конце XVII века распространилась по всей Европе. В дамской моде, в которой украшение рукавов, а значит и манжета, играют важную роль, в первой половине XVIII века впервые появились пагодовые рукава: узкие, доходившие до локтя и там стянутые; переднюю часть предплечья в них покрывала кружевная манжета, иногда состоявшая из нескольких рядов. Кружевная манжета снова была в моде в блузках романтического стиля. Связь манжет с воротником сохраняется до нашего времени, что особенно заметно в мужской моде. Изменения в воротнике ведут к изменениям в манжетах: то они похожи на воротник "мельничный жернов", то на кружевной воротник. Например, в испанской моде манжеты и воротник делали из одинаковых дорогих кружев; во второй половине XVIII века носили манжеты складчатые и более узкие, что было связано с модой на жабо. В начале XIX века в эпоху бидермейер появилось первое сходство с современной манжетой, и с этого времени она уже не исчезала из мужской одежды. В конце XIX века из соображений экономии была сделана попытка продлить срок носки рубашки использованием сменных очень тугих валиков, которые в качестве самостоятельной детали продевали через запястья в рукава пиджаков, пристегивали манжетными пуговицами и соединяли с манишкой. Перед Первой мировой войной от жесткой формы манжет-валиков отказались, вместо них прижилась двойная манжета. Жесткие манжеты остались в вечерней одежде. Для дневных и спортивных рубашек сейчас существует целый ряд различных вариантов манжет. Считается, что манжеты создают элегантный вид и что одежда, где нет манжет, оптически не столь эффектна. 
МАНИШКА
- вставка для мужского или женского костюма в виде нагрудника, закрывающего вырез жилета, фрака или дамского платья. Манишка может быть съемной или пришивной, прикрепленной к сорочке из более дешевой ткани или к вырезу платья, украшенной вышивкой, кружевом, складками и защипами. Съемные манишки и манжеты стали особенно популярны во второй половине XIX века среди людей среднего достатка, мелких и средних чиновников как имитация белых сорочек, необходимых в форменном костюме. Манишки черного цвета были в моде в период романтизма, в 20-30-е годы XIX века, когда наличие белого пятна в мужском костюме было крайне редким явлением. В конце XIX века съемные манишки сменились целлулоидными воротниками и как часть мужского костюма до настоящего времени надеваются только под фрак. Возрождение манишки как части женской моды произошло в 50-е годы XX века в комплекте с платьем и платьем-пальто в стиле Кристиана Диора. 
МАНТИЛЬЯ
(исп.) - кружевная, обычно белая или черная, женская накидка у испанок, покрывающая голову и верхнюю часть туловища; короткая женская накидка без рукавов в женском костюме XIX века. 
МАНТИЯ
(ср.греч.) - широкая, ниспадающая до земли одежда, надеваемая поверх другого платья; торжественная одежда царей, служителей церкви; в некоторых странах - судей, членов академий. 
МАНТО
(франц.) - впервые манто появилось в XII веке как мужской плащ в форме полукруга с вырезом для шеи, скрепленным спереди пряжкой или завязками. Прямая сторона этого манто закрывала правое плечо. В XV веке широкая мантия типа манто, вышитая по краям золотом, была частью костюма кавалера ордена Золотого Руна. В XVII веке манто уже имело прямоугольный воротник, было широким, шилось из сукна, бархата, черной саржи, отделывалось по воротнику и низу галуном. Модным было пускать манто с одного плеча, задрапировав и набросив его конец на другое плечо. В это же время манто становится частью женского костюма и шьется либо маленьким, как пелерина, либо очень Длинным и широким. В начале XIX века манто - широкая накидка без рукавов, со второй половины XIX века До настоящего времени - просторная женская одежда из меха с широкими рукавами. Меховые вечерние манто из горностая, шиншиллы, скунса, соболя, из сочетаний каракульчи с соболем, опоссума с котиком были введены в моду в 1911-1913 годах. Отличительной особенностью манто является характер застежки: сквозные застежки на пуговицах не применяются. 
МАШИННЫЕ ОПЕРАЦИИ
- соединение деталей изделия на швейной машине. Различают машинные опе-эации по соединению деталей или мелких частей с основными деталями - стачать (боковые, плечевые швы), притачать (клапаны к полочкам), втачать (нижний воротник), обтачать (воротник, клапаны); по закреплению - настрочить (плечевые швы изделия, локтевые), расстрочить (застрочить) (припуски на швы); по отделке - прострочить (клапаны, хлястики, борта, воротник). 
МЕРКА
- определенный размер; предмет, служащий мерою при измерении чего-нибудь.

НАДСТАВКА
- составная часть какой-либо детали изделия, выкроенная отдельно с целью экономии материала. 
НАКИДКА
- верхняя одежда без рукавов различной длины. Разновидность накидки - пелерина. 
НАМЕЛИТЬ
- натереть мелом какую-нибудь линию, фигуру. 
НАМЕТЫВАНИЕ
- временное ниточное соединение наложенных одна на другую деталей. Временно соединить две детали, наложенные одна на другую прямыми стежками. Наметать карман, кокетку, отделочную планку на полочку. 
НАПЕРСТОК
- металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой, а также для обеспечения упора иглы при прокалывании сшиваемых материалов. Может быть с донышком и без него.

ОБМЕТЫВАНИЕ СРЕЗОВ
- обметывание среза деталей или края петли стежками постоянного назначения с целью предохранения ткани от осыпания. Обметывание срезов открытых швов, петель. 
ОБОРКА
- полоса материи, пришитая складками или сборками на платье, переднике и т.п. 
ОБТАЧАТЬ
- соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону. Обтачать нагрудник, бретели, воротник, клапана. 
ОБТАЧНОЙ КРАЙ
обработанный внутренней строчкой контурный край детали, состоящий из двух и более слоев ткани. Запасы шва для обтачивания краев деталей проектируют меньшей величины, чем запасы для соединительных швов с целью уменьшения толщины шва обтачного края детали. Обтачивают края борта, отлёты и концы воротников, манжеты. 
ОБШЛАГ
- отворот на конце рукава, а также вообще нижняя пришивная часть рукава. 
ОДЕЖДА
- совокупность предметов, которыми покрывают, в которые облекают тело. Одежда предохраняет человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Одеждой называется и европейский костюм (блуза, жакет, юбка, белье), и индийское сари, и юбка из листьев и перьев у жителей глухих африканских селений, и одежда жителей Севера. 
ОКАНТОВКА
- обработка края изделия, детали полоской отделочных материалов или тесьмой. Служит отделкой, предохраняет срезы ткани от осыпания. 
ОКАТ
- верхний срез рукава, соединяемый с проймой. Должен соответствовать размерам и форме проймы. 
ОПУШКА
- меховая обшивка по краям одежды. 
ОТЛЕТ
- свободный край, отложная часть воротника. 
ОТПАРИВАНИЕ
- обработка поверхности изделия паром для удаления лас, снятия напряжений, возникших в волокнах ткани при изготовлении изделия. Используют специальные отпарочные аппараты и паровоздушные манекены. 
ОТТЯГИВАНИЕ
- принудительное растягивание отдельных участков изделия для лучшего облегания фигуры (например, оттягивают средний шов задней половинки брюк; нижний воротник для хорошего облегания шеи). 
ОТУТЮЖИТЬ
- удалить замины (т.е. мятые места) перед шитьем или в процессе изготовления изделия; отутюживают сгибы, складки на деталях. 
ПАЛАНТИН
(франц.) - вид женской накидки, свободно наброшенной на плечи. Название связано с именем принцессы Палантинской, которая, защищаясь от холода, накинула на плечи полоску из соболей. Впервые появился в моде в 70-е XVII века годы и сохранился до наших дней как роскошная накидка, дополнение к вечернему туалету, чаще всего из дорогого меха. 
ПАЛЬТО-ПИДЖАК
- швейное изделие, объединяющее в себе элементы и крои пиджака, объем и длину пальто. Прямого силуэта, однобортное или двубортное, плечи расширены, детали крупные, лаконичные, длиной до середины бедра или чуть ниже. Ткани - шерстяные легкие, пальтовые. Пальто-пиджак носят иногда поверх обычного пиджака и без него. 
ПАТА
- мелкая деталь различных форм с нижним слоем из основной или подкладочной ткани, применяемая для отделки рукавов и карманов. 
ПЕЛЕРИНА
(франц. Pelerine - странник) - первоначально накидка без рукавов, которую носили паломники. Вариант короткой пелерины существовал также в испанской одежде эпохи Ренессанса. В средние века странники-пилигримы прикрывали свои плечи короткими плащами, не опускавшимися обычно ниже пояса. Их стали называть пелеринами. Знать и придворные шили свои пелерины из золотой парчи и бархата. Простой люд довольствовался сукном и камлотом - плотной материей из шерсти. Со временем пелерина приобрела определенное сезонное назначение. Зимой носили пальто с одной или несколькими пелеринами из толстых тканей с меховой отделкой. В теплую погоду надевали небольшие шелковые пелеринки, заменявшие верхнюю одежду. С появлением кринолинов пелерины получили еще большее распространение. Они имели покрой полукруга или были составлены из отдельных расширенных книзу полотнищ. Во второй половине XIX века в женской одежде, в подражание мужской моде, появляется двубортное пальто, довольно быстро вытеснившее всевозможные пелерины. В наше время пелерины снова стали популярными. 
ПЕНЬЮАР
(франц.) - домашняя одежда, впервые появилась в Венеции во второй половине XVI века как специальное платье для занятий макияжем. С конца XVII до середины XIX века пеньюар надевали во время утреннего туалета в присутствии знакомых. В итальянской моде пеньюар имел название рокетти. 
ПИДЖАК
(англ.) - часть мужского костюма - куртка с отложным воротником и застегивающимися полами. 
ПИЖАМА
(англ.) - легкий домашний костюм, состоящий из брюк и свободной куртки. В Европе появилась в XIX веке благодаря путешественникам, позаимствовавшим ее в странах с тропическим климатом. Первоначально использовалась в качестве женской ночной дорожной одежды для поездки в спальном вагоне. Пижама прочно вошла в моду в начале XX века, полностью заменив у мужчин и частично у женщин и детей ночную сорочку. В 20-е годы она привилась окончательно, появились различные типы: пижама прямого силуэта, подобная трубе, отделанная полосой другого цвета, что создавало впечатление цветных геометрических пятен, пижама из ткани в полоску - прототип современной стандартной пижамы, пижама для сцены фантазийных форм. В 1926 году Л. Лелонг ввела новый тип этого костюма, состоящий из черных шелковых длинных брюк, плотно обтягивающих щиколотки, и атласной курточки, застегивающейся на два ряда пуговиц, с черным шелковым бантом под шеей. В 30-е годы пижамы стали прогулочным костюмом для пляжа и имели расклешенные брюки. 
ПЛАНКА
- накладная деталь в виде узкой полоски, применяемая для обработки и отделки краев одежды. 
ПЛАТЬЕ
- одежда, носимая поверх белья; женская цельная одежда. 
ПЛАТЬЕ-КОСТЮМ
- комплект, включающий жакет без подкладки, юбку, сарафан или платье. 
ПЛАТЬЕ-ПАЛЬТО
- теплое, не отрезное по линии талии, однобортное, но чаще двубортное, с застежкой на пуговицы. Детали, характерные для пальто: крупные воротник и лацканы, манжеты-отвороты, карманы накладные с клапанами и т.д. Они могут быть окантованы отделочной тканью в тон или контрастным материалом. Ткани - легкая шерсть, плотный лен, смесовые. 
ПЛАТЬЕ "ПРИНЦЕСС"
- неотрезное по талии, прилегающей формы, в котором линия наибольшего прилегания расположена чуть выше талии. Вошло в моду во второй половине 50-х годов и было видоизменено новыми приемами кроя в 60-х, когда возник полуприлегающий силуэт, построенный на вертикальных линиях швов. Не надо смешивать с платьем "ампир", свободным, а порой и широким, объемным в талии. 
ПЛАТЬЕ-РУБАШКА
(роб де шемиз, от франц. - рубашечное платье). В XVII веке было известно как удобная Домашняя одежда. В конце 20-х годов XX века рубашко-образное платье появляется вновь и остается в гардеробе женщин по сей день. Платье-рубашка небольшой формы, прямого силуэта, свободное до талии и узкое в бедрах. Сохраняются элементы, характерные для рубашек: Рубашечный рукав, накладные карманы с клапанами, застежка по всей длине на пуговицы. Платье-рубашку можно носить как самостоятельно, так и с брюками, юбкой, используя кожаные или матерчатые пояса. 
ПЛАТЬЕ-ФАРТУК
- синтез платья-рубашки с передником. Его отличает то, что оно запахивается и фиксируется сзади или на боку. В нем сохраняется основной принцип молодежной моды - многослойность. Это платье часто носят с шортами, брюками, юбкой - длинной или короткой. 
ПЛАТЬЕ "ФУРО"
(франц. - в футляре) - платье прилегающего силуэта, плотно облегающее фигуру, может быть выполнено из эластичных материалов. 
ПЛАЩ
- легкое, обычно непромокаемое пальто; верхняя широкая одежда без рукавов, накидка. 
ПЛАЩ-НАКИДКА
- короткая готическая накидка, покрывающая голову, шею, плечи, часть груди и спины. Украшалась по краям ровной каймой или зубчиками, а иногда колокольчиками. 
ПЛЕД
(англ.) - 1) клетчатый шерстяной плащ в виде четырехугольного куска материи, который носили шотландские горцы; 2) большая толстая шаль. 
ПЛЕЧЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ
- виды одежды, держащиеся на плечах (пальто, пиджак, жакет, сорочка, платье, сарафан). При их конструировании особое внимание уделяется определению формы и размеров верхнего плечевого участка фигуры. 
ПОГОН
- наплечный знак, определяющий принадлежность к роду войск и чин. Офицерские и генеральские погоны в русской и советской армии изготавливали из золотого или серебряного особого плетения галуна с просветами из шелка и цветной суконной выпушкой по краю. Исторически погоны происходят от плечевых гарусных шнурков, эполет или клапанов для крепления перевязей. В русской армии были введены в 1801 году и нашивались на все виды форменной одежды, за исключением шинелей с пелеринами. Цвет солдатских погон зависел от принадлежности к роду войск и дивизии. Драгуны и кирасиры носили погон только на левом плече. В 1807 году у офицеров погоны для мирного времени были заменены эполетами, но вновь вернулись в 1854 году, а эполеты остались частью парадной формы. Определение чинов по погонам производилось по рисункам, вензелям, количеству просветов, звездочек и т. д. 
ПОДБОРТ
- цельновыкроеная с полочкой или отрезная деталь из основного или отделочного материала, предназначенная для оформления бортового края. В моделях одежды с потайной застежкой на подбортах изготавливают петли. 
ПОДЗОР
- спускающаяся кружевная оборка, кайма. 
ПОДКЛАДКА
- материя, пришитая к изнанке одежды или к внутренней стороне какого-либо изделия. 
ПОДМЫШНИК
- кусок плотной ткани, пришиваемый к одежде изнутри под мышками для предохранения одежды от пота. 
ПОДРЕЗ
- прямолинейный или фигурный разрез от края внутрь детали для получения объемных форм и декоративных конструкций со сборками, складками, втачными кантами. 
ПЛИССЕ
(франц.) - мелкие параллельные складки на ткани (на платье, юбке) приглаженные машинным способом или утюгом. 
ПОДШИВАНИЕ
- прикрепление подогнутых кpaeв детали стежками постоянного назначения. Подшиванш низа изделия, рукава. 
ПОЗУМЕНТ
(нем.) - иначе галун-тесьма, обычно шитая серебром или золотом и применяемая для укра шения одежды, мебели и т.д. 
ПОКРОЙ
- вид, придаваемый одежде тем или иным способом кройки, фасона. 
ПОЛО
(англ.) - спортивная рубашка, мягкая и легкая, с мягким воротником и застежкой до середины груди, чаще с короткими рукавами. Ее называют еще тенниской. В таком стиле делают мужские и женские трикотажные майки. Воротник, планки застежки, иногда небольшие нагрудные карманы выполняются из полотна другого цвета. Термин пришел из Англии по названию игры в мяч (поло). 
ПОЛОТНИЩЕ
- отрезок ткани во всю ширину сотканного куска. 
ПОРТНОЙ
- мастер, специалист по шитью одежды. Должен знать: ассортимент одежды, конструкцию швейных изделий, их составные части, способы и приемы выполнения машинных, ручных, утюжильных работ, пошивочные свойства применяемых материалов. 
ПОЛОЧКА
- одна из основных деталей плечевых изделий, ограниченная сверху горловиной и плечевыми срезами, а с боков - проймой и боковыми срезами. Может быть цельной или состоящей из двух, трех и большего числа частей. 
ПОЛУКОМБИНЕЗОН
- брюки с широким поясом и лифом в виде нагрудника с бретелями на резинках или разъемными на пряжках. 
ПОСАДКА
- сокращение размера участка детали одежды по линии строчки (например, посадка головки рукава при втачивании его в пройму). 
ПОЯСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
- виды одежды, крепящиеся на Фигуре по талии (брюки, юбки, трусы, шорты). 
ПРИМЕТЫВАНИЕ
- пришивание крупными стежками. 
ПРИПУСК
- прибавка к проектным размерам изделия на обработку, свободное облегание, декоративное оформление. Детали изделия на чертеже даются без припусков на швы. 
ПРИТАЧАТЬ
- соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного назначения. Притачать нагрудник, пояс, оборку, манжет к рукаву. 
ПРИУТЮЖИТЬ
- уменьшить толщину шва, сгиба или подогнутого края детали. Во время приутюживания надо следить за тем, чтобы сохранялась прямолинейность сгиба или форма линии края или шва. Приутюжить низ изделия, сгиб складки, шов стачивания бретели,карманы. 


ПРОУТЮЖИЛЬНИК
- отрезок хлопчатобумажной или льняной ткани, накладываемый на ткань, деталь или изделие при влажно-тепловой обработке в сухом или увлажненном виде. Увлажненный проутюжильник создает рабочую (паровую) среду для обрабатываемой детали, обеспечивает быстрый прогрев ткани по всей толщине, предохраняет от опала и лас. 
ПРОШИВКА
- узкая, кружевная вставка или кружево для этой вставки. 
ПРИШИВАНИЕ
- прикрепление фурнитуры, отделки на изделие стежками постоянного назначения. Пришить кнопки, крючки, пуговицы к изделию. 
ПРОЙМА
- отверстие для продевания руки и соединения рукава с изделием, образующееся между боковыми и плечевыми швами при соединении полочки и спинки. 
ПРЯЖКА
- твердая застежка, через которую продевается тесьма, ремень.  

РАЗУТЮЖИТЬ
- разутюжить припуски шва или складки на две стороны и закрепить их в этом положении. Разутюжить плечевой или боковой шов вытачки, запас на глубину складки. 
РАСКЕП
- место соединения воротника с подбортом. Стачивать раскеп и втачивать нижний воротник в горловину следует одновременно. 
РАСТВОР ВЫТАЧКИ
- максимальное расстояние между стачиваемыми сторонами вытачки. Величина раствора вытачки зависит от размера и полноты фигуры. С увеличением размера раствора вытачки увеличивают в среднем на 0,75 см
РЕГЛАН
(англ.) - назван по имени английского генерала, введшего этот фасон в середине XIX века); фасон пальто, платья с рукавами, скроенными и вшитыми так, что они составляют с плечом одно целое; пальто или плащ такого фасона. 
РУБЧИК
- выпуклая полоска на ткани. 
РУЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ
- операции по соединению деталей или частей деталей до обработки на швейной машине с использованием сметочной строчки: сметав (боковые, плечевые и другие срезы), наметать (верхний воротник на нижний, подборт на борт полочки), приметать (мелкие детали к основным), вметать (рукав в пройму), заметать (низ пальто, рукавов); с использованием строчки временного назначения: выметать (края бортов, воротника); обметочной строчки: обметать (боковые и плечевые швы); подшивочных стежков: подшить (низ изделия); пришить (пуговицы, крючки, кнопки). 
РЮШ (рюшка)
- обшивка из сосборенной легкой ткани. 
СИММЕТРИЯ
(греч.) - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции. Это соразмерность, полное соответствие правой и левой частей целого относительно средней линии, называемой осью симметрии. Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции. 
СМЕТЫВАНИЕ
- временное соединение двух или нескольких деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям сметочными стежками. Сметать части пояса, оборки, плечевые, боковые срезы деталей изделия. 
СМОКИНГ
(англ.) - введен в моду премьер-министром Великобритании Бенджаменом Дизраэли как специальный костюм для курения. Первоначально выглядел как шелковый халат с шалевым воротником и обшлагами из гладкого блестящего атласа, с которых легко стряхивался пепел. Перед Первой мировой войной вошел в моду как заменитель фрака. Шили его из крепа или кастора двубортным с застежкой на одну или две басонные пуговицы. Лацканы чаще всего были шалевыми, крытыми матовым шелком. Обычно смокинг был черного цвета, но иногда встречались темно-синие и темно-фиолетовые модели, а в летние месяцы в жарких странах - даже белые. Брюки к смокингу шили из того же материала, что смокинг и жилет, жилет был фрачного кроя с шелковой тесьмой, как на фраках. Иногда летом смокинг носили с белым пикейным фрачным жилетом. К смокингу полагалась накрахмаленная рубашка с черными пуговичками и галстук-бабочка черного цвета. Обычный галстук со смокингом не носили. Головной убор мог быть любым, вплоть до канотье, а обувь -обязательно черной или лаковой. В настоящее время используется как часть вечернего костюма. 
СПЕНСЕР
- короткий прямой жакет, чаще всего светлых тонов, доходящий до линии талии или несколько длиннее. 
СПЕЦОВКА (спецодежда)
- специальная одежда для работы, обычно в виде куртки. 
СПИНКА
- одна из основных деталей плечевых изделий, ограниченная сверху линией горловины спинки (линией ростка) и плечевыми срезами, а с боков -проймой и боковыми срезами. 
СТАЧАТЬ
- соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям. Стачивание боковых и плечевых срезов, срезов рукавов, частей пояса, оборки. 
СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ
(шов) - в вышивании - шов в виде находящих друг на друга стежков. 
СТРОЧКА
- ряд повторяющихся ручных или машинных стежков. Строчки могут быть машинными или ручными, прямолинейными или зигзагообразными, соединительными или отделочными. 
СУПАТ
- тип застежки, скрытой под планкой или клапаном. Супатйая застежка модна сейчас на всех видах одежды - пальто плащах, куртках. Входят в моду супаты и на мужских рубашках, женских блузках и платьях. СУТАЖ (франц.) - 1) шнуры у кавалеристов; 2) витой шнурок дамской одежды. 
СУТЮЖИВАНИЕ
- одна из основных операций влажно-тепловой обработки; принудительное уменьшение размеров отдельных участков (например, контуров детали), в результате чего в середине детали образуется выпуклость. Выпуклость полочек в области груди поучается при сутюживании по срезам проймы, горловины и борта, выпуклость спинки в области лопаток - При сутюживании спинки по плечевым срезам. 

ТЕСЬМА
- текстиль в виде полоски, каймы, нашитой на декоративные и одежные ткани. Первой известной тесьмой считается тесьма из Германии, производившаяся кельнской мануфактурой в XV веке. Выполняется однотонной, с простым и пышным орнаментом, иногда с добавлением серебряных и золотных нитей, люрекса, искусственного жемчуга и т д 
ТЕХНОЛОГИЯ
-наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования и использования указанных объектов. В школе "Технология" - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучения этой области с I по XI класс. 
ТОП
(англ. - верх) - блуза маленького объема, как бы верхняя часть комбинации, на бретелях и без них Прекрасно дополняет нарядный женский костюм, xoрошо смотрится в комплектах для отдыха и для занятий спортом. 

ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ
- общие требования можно условно разделить на эргономические, эстетические и требования, характеризующие срок службы одежды. Эргономические требования связаны с антропометрическими, физиологическими и гигиеническими особенностями человека и определяют наибольшую эффективность его деятельности в системе человек - изделие -среда. Эстетические требования предполагают соответствие изделия общественным эстетическим нормам, сложившемуся стилевому направлению и моде. В целом эти требования сводятся к тому, что одежда должна быть красивой и современной. Срок службы (долговечность) одежды характеризуется временем ее работоспособности - носки и зависит от сопротивления одежды физическому износу. 
ТУНИКА
(лат.) - у древних римлян одежда из льна или шерсти, род рубашки, носившейся под тогой. Туника появилась впервые в античной Греции. В основе кроя - прямоугольный кусок ткани. Форма придавалась с помощью драпировки, подчиненной естественным линиям человеческого тела. Современная туника - трапециевидного силуэта. Носят ее с брюками, юбкой, поверх платья. Ткани - легкие шерстяные, шелковые.

УСАДКА
- уменьшение изделия, ткани в размере, в объеме вследствие уплотнения, потери влаги (спец.). 
УТЮЖИТЬ
- нажимая, прессуя, проводить чем-либо по поверхности; гладить утюгом. 
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ
- знания и умения, а также соответствующие действия по предупреждению порчи и несвоевременного износа одежды. 

ФАЛДА
- на сюртуке, фраке, мундире: одна из двух частей разрезной спинки; трубкообразная продольная складка на одежде. 
ФАРТУК
- одежда без рукавов, воротника, с бретелями, нагрудником, предназначенная для предохранения верхней и легкой одежды от загрязнения. 
ФАСОН
(франц.) - покрой, модель, образец, по которому изготовлена одежда, обувь, головной убор; внешняя форма, вид какого-либо изделия. 
ФЕСТОН
(франц.) - один из рубчиков по краю женского платья, занавески. 
ФРАК
(франц.) - мужской парадный костюм, род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. 
ФРЕНЧ
(англ.) - куртка военного образца в талию, с четырьмя большими накладными карманами на груди и на боках. 
ФУРНИТУРА
(франц. - доставлять, снабжать) - вспомогательные материалы, применяемые в некоторых видах производства (например, швейном). 
ФУФАЙКА
- теплая вязаная рубашка, ватник. 

ХАЛАТ
(татар.) - распашная мужская и женская домашняя одежда из различных материалов. Женские халаты шьют различной длины и кроя, мужские сохраняют классический крой с шалевым воротником и имеют длину до голени. Европейской модой халат был заимствован в период увлечения Востоком в XIX веке. 
ЧАСТОТА СТРОЧКИ
- количество стежков на единицу длины строчки. 
ЧАКЧИРЫ
- в русской армии 1) гусарские штаны, армейские - красно-коричневые, гвардейские - - светло-синие и малиновые, у офицеров - - расшитые на бедрах шнуром или галуном. Чакчиры шили в обтяжку и заправля-1ли в сапоги со шпорами; 2) длинные брюки офицеров гвардейской кавалерии с двурядными лампасами по цвету прикладного сукна, присвоенного полку: принадлежность внеслужебной формы. Первоначально гусарские полки набирали в России XVIII века из сербов, венгров, грузин и молдаван, которые внесли в униформу элементы народного костюма. Чакчиры имеют венгерское (мадьярское) происхождение. 

ШИНЕЛЬ
- верхняя военная одежда, введенная в русской армии в 1802 году. Солдатские шинели шили из грубого серого сукна, талию стягивали поверх складок клапаном. Шинель имела высокий воротник и застегивалась на семь пуговиц. После Крымской войны стоячий воротник заменили отложным. Офицерские шинели шили серо-голубого цвета, длиной почти до земли, с цветным стоячим воротником и пелериной, с 1855 года - без пелерины с отложным воротником. Шинель почти без изменений сохранилась как часть военной формы до наших дней. 
ШЛЕВКА
- полоска из ткани или другого материала, пришитая к одежде; под нее протягивают пояс, погон и т.д. 
ШОВ
- соединение или отделка деталей швейных изделий с помощью ниток, клея или сварки. По назначению швы делятся на соединительные, краевые и декоративно-отделочные, по месту расположения - на боковые, плечевые, локтевые, передние, шаговые и др. Соединительные швы (стачные, накладные, настрочные и бельевые) служат для соединения двух или нескольких деталей швейного изделия; краевые (обтачные, окантовочные и швы вподгибку) - для обработки краев швейных изделий; декоративно-отделочные (рельефные складки и швы с кантом) - для художественного оформления одежды. 

ЭГИЛЬЕТКА
(франц.) - шнур или плетеный жгут с металлическими наконечниками, служивший для прикрепления штанов к камзолу 
ЭСКИЗ
- зарисовки, наброски моделей одежды 

Юбка
1. Поясная одежда женская и для девочек различной длины, зависящей от моды, покрывающая нижнюю часть фигуры. 2. Часть женского платья от талии внизу. 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий