Здравствуйте, друзья и читатели моего блога!
В
мире существует огромное количество технологий обработки различных
материалов и продуктов. В начальной школе учащиеся освоили некоторые из них,
разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных
материалов – ткани, бумаги, ниток, пластилина, природного материала. В пятом
классе учебный предмет «Технология», продолжается изучаться, но на более
высоком уровне, с применением, как ручных способов обработки, так и
механизированных, включая информационные технологии.
Технология – это процесс создания человеком
полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья
и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем
изучаем на уроках технологии. Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы
удовлетворить свои потребности. Все технологии созданы и используются
для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к
возникновению различных технологий привели потребности людей.Рассмотрим,
что можно отнести к потребности. В жизни человека очень часто возникают
ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность
в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает
потребность в питье, в удовлетворении жажды. Существуют различные потребности:
в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья,
безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для
человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все
потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей
(иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к
высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим
показанную на рисунке.
Потребности в безопасности, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить
свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий,
преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу,
страховку на случай чрезвычайных обстоятельств.
Социальные
потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом)
свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не
может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему
необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах,
принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в
определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи.
Статусные потребности, они проявляются в стремлении чем-либо
отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое
внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и
высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении.
Очень
важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху.
Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в
саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические
потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества.
Давайте изучим потребности
1. Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки.
2. Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить.
3. Как потребности удовлетворяются.
Ребята активно отвечали на вопросы. Изучив потребности человека, выполнили практическую работу.
Чьи потребности важнее?
Попробуйте ответить на эти вопросы .
Задача 1. У нас два
младенца, оба хотят маминого тепла. Чьи потребности важнее? Мальчика Гоши?
Девочки Оли? Или потребности обоих малышей важны?
Задача 2. Подросток Тимур хочет играть в
компьютерную игру, а его пятилетний брат Петя хочет поиграть с Тимуром. Чья
потребность важнее? Мальчика Пети в связи с братом? Или Тимура в отдыхе и
развлечении после школы? Или потребности обоих братьев важны?
Задача 3. Мама Катя хочет уйти на маникюр, она
договорилась с бабушкой, что она посидит с дочкой, а трехлетняя Лиза не хочет
ее отпускать. Чьи потребности важнее? Мамы Кати? Дочки Лизы? Или потребности
обоих?
Ответ на все задачи: нет ни какой разницы между потребностями двух личностей.
Для меня и пятиклассников тема "Потребности человека"
была интересной.
Они сделали вывод: потребности должны расширяться,
то есть становиться более разнообразными.
И с возрастом потребности будут меняться.
Вы имеете право на свои потребности!
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Вы всё правильно делаете, что знакомите читателей с темами уроков, которые ВЫ проводите. Ведь мало кто знаете, что делают и чему учат сейчас на уроке "Технология". Раньше ведь как было: урок труда,девочки готовили и шили, а мальчишки мастерили что-то. А о том, что сейчас проходят сложные темы, занимаются проектной деятельностью никто не знает! Для многих-это будет открытием!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Да, действительно предмет "Технология" становится совершенно другим, он изучается на другом уровне. И я готовлюсь к урокам, нахожу материал, делаю презентации (в учебнике очень сжата информация), чтобы своим ученикам представить предмет по-новому. Пятиклассникам сложно, они сами говорят: у нас совсем другая технология. В начальной школе мы делали поделки. А в 5 классе они овладевают технологиями обработки материалов, информационными технологиями, проектной деятельностью, знакомятся с новыми востребованными профессиями и т.д.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Владимировна!
ОтветитьУдалитьА я крайне задумалась над задачами.
И правда, чьи потребности важнее?
Как найти компромисс?
Спасибо за прекрасный пост.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы правы, главное найти компромисс. Для каждого ребенка, да и взрослого человека, свои потребности важны!
ОтветитьУдалить